Большинство людей боится говорить и из страха совершить ошибку они так никогда и не делают того, о чем мечтали всю жизнь. Ошибки неизбежны. Все равно ты будешь их совершать. Но именно из-за наличия ошибки создается возможность улучшить существующую систему и вырасти (а в росте смысл жизни, так как всякое живое существо, которое не развивается, гибнет).
Например, мы дважды вешали вывеску в Павлово. Это было ошибкой — потратить время, силы и средства на вывеску №1, чтобы убедиться, что она не работает. Зато теперь я знаю о вывесках куда больше и это — опыт. Теперь мы второй раз проводим Интернет. :)
Изучение языка нельзя рассматривать как совершенную систему, где всегда все будет правильным. Задача преподавателя показать, что ошибки — это нормально, и вовремя тактично исправить их.
На мой взгляд, одна из самых сложных задач, которую стоит перед преподавателями — это найти баланс между двумя ситуациями:
Расскажу вам одну историю.
В 1939 году Уэндэл Джонсон, профессор университета Айовы, поставил жуткий эксперимент. Об этом эксперименте никто нигде не рассказывал, чтобы не устраивать скандал. Уэндэл взял 22 сироты от 5 до 15 лет, 10 из которых страдали от заикания, и поделил их на две одинаковые группы (по 6 здоровых и 5 заик в каждой соответственно).
Логопед-терпевт Мэри Тьюдор приходила сначала к первой группе и хвалила детей, всех без исключения. Она поддерживала каждого за любой, пусть даже самый маленький, успех и говорила детям, что они замечательно читают. Заикающихся она подбадривала и говорила им, что у них получается читать не хуже, чем у здоровых. Т.е. она не делала разницу между заиками и здоровыми детьми.
Во второй группе дела обстояли иначе. Мэри Тьюдор говорила детям, что их речь полна ошибок, и каждый раз, когда они делали ошибку, она перебивала их, подчеркивая неправильность сказанного ими (скажите, не напоминает ли это вам урок английского языка в общеобразовательной школе?).
Результаты оказались шокирующими. Дети из первой группы, все без исключения, стали говорить правильно. Даже заики.
Дети из второй группы? После второго занятия здоровая пятилетняя малышка Норма Жан-По с трудом могла говорить вообще – в то время как за месяц до терапии болтала без умолку. Девятилетняя Бетти Ромп полностью перестала разговаривать и закрывала глаза руками. Хэйзел Поттер начинала заламывать пальцы на руках.
«Why did you snap your fingers?» «Because I was afraid I was going to say 'a.'»
Дети перестали разговаривать с лучшими друзьями из-за боязни быть осмеянными. Сама Мэри Тьюдор после шести месяцев эксперимента признала его жестокость и попыталась что-то исправить. Она сказала детям из второй группы, что это было ошибкой и что они совсем не заикались, и, несмотря на это, уже ничего нельзя было изменить.
17 августа 2007 года шести сиротам, оставшимся в живых (к тому моменту это уже были 70-80 летние старички и старушки), было выплачено $925 000 в качестве моральной компенсации.
The six, now in their 70s and 80s, said the experiment had left them with psychological and emotional scars, утверждает BBC news.
Конечно, это преувеличенный пример; но, с другой стороны, разве в школе критиковали только ваше чтение? А как же плохие оценки и постоянная критика со стороны учителей, записи о плохом поведении в дневнике, постоянное давление?
Типичное состояние школьника: в субботу начинаешь плакать, потому что в понедельник начинается геометрия (снова ничего не понятно!). Или боишься сделать что-то на физкультуре, потому что заранее знаешь, что ты хуже всех. Или боишься литературы, потому что не понимаешь, о чем речь. Таких примеров миллион.
И вот вопрос: как бы изменилась ваша жизнь, если бы в школе вам говорили о том, что вы молодец и что вы талантливы, что вы можете быть всем, кем захотите, жить, где угодно, быть кем угодно, воплотить в жизнь все свои, пусть даже самые сумасбродные мечты? Кем бы вы были, что бы вы делали? И более узкий вопрос, связанный изучением иностранного языка: как хорошо бы вы говорили по-английски – французски – испански, если бы вам сказали, что ошибки - это нормально?