Статьи

Выучить английский в школе — миссия невыполнима?

Большинство самых обычных школ уже со второго класса имеет в своей программе английский. Почему же ко мне, как к репетитору, постоянно приходят ученики, имеющие пятерки по языку, но языка не знающие? В большинстве своем – это хорошие дети ответственных родителей. Может, они просто не способны к иностранным языкам?

Стоп! Легче всего обвинить ребенка в плохих способностях. Но русский-то язык эти «неспособные» дети выучили, и неплохо. А русский гораздо сложнее английского… Давайте разберемся. Есть важные отличия в изучении родного языка от изучения иностранного в школе.

Во-первых, изучая родной язык, русский, дети погружены в языковую среду. На школьных уроках такую среду создать очень трудно. Даже если вы профессионал и работаете по современному продвинутому учебнику. Вспоминаю себя, молодого специалиста, только начавшего свою карьеру учителя английского. Мне дали все вторые и третьи классы. У каждого класса из 25 человек был один урок в неделю, причем на группы класс не делился. А теперь сравним это с ежедневным и ежечасным обучением родному языку, где у одного ребенка сразу несколько педагогов (папа, мама, братья-сестры). Почувствуйте разницу!

Во-вторых, сами школьные программы. Методика преподавания в советское время была нацелена на чтение и перевод, на изучение грамматики. Теперь основным является коммуникативный подход, направленный на общение. Честь и хвала тем преподавателям, кто может внедрить его в условиях обычной российской школы! Но никакая программа не учитывает индивидуальных возможностей ребенка. Изучение в классе идет с одной скоростью для всех. А малыш, изучающий родной язык, берет его столько, сколько может, и родители постоянно подстраивают обучение под него.

Во-третьих, выучить родной язык детям жизненно необходимо – они хотят, чтобы родители их понимали, а они понимали родителей. Мотивация здесь очень высока. И малыш продирается сквозь сложности произношения, неуклюже спрягает и склоняет, учит новые слова, причем делает это с завидной настойчивостью. Родителями радуются малейшему успеху своего чада, а он говорит все лучше и лучше с каждым днем…

Среднестатистический же школьник плохо понимает, зачем ему английский. Вот основная проблема, которая сводит на нет самые прекрасные программы. Бесполезно говорить школьнику о преимуществах на рынке труда, которые дает язык. Заставьте взрослого человека делать сложную работу, отдача от которой будет только лет через 10 и еще неизвестно, будет ли вообще. Каким будет результат?

Мой шестилетний ученик-первоклассник заявил мне недавно: «Я ненавижу английский и вообще школу. Я люблю только смотреть мультики и играть на планшете». Приехали! Это не просто отсутствие результата, это результат со знаком минус! Вот почему для преподавателя английского жизненно важно сделать процесс обучения живым и интересным. Только отсутствие негативных эмоций и положительное подкрепление может направить обучение в правильное русло.

И, конечно, дорогие родители, если вам нужны от ребенка не только пятерки по предмету, а реальное владение языком, важно понимать, что общеобразовательная школа с одним-двумя уроками в неделю не может решить эту задачу. Вам необходимо задуматься о внешкольных занятиях.

 

Елена Романова