Всякий раз, когда мы совершаем ошибку, существуют три возможных последствия:
Первое. Переложить ответственность за свой промах на кого-то еще. Это не я виноват, это все плохая школа / некомпетеные преподаватели/ скучные занятия / злобный начальник / зима . Отсутствие способностей / времени / сил. Переложить ответственность легко, мы все так делаем — но у этого способа есть один большой минус: нулевая польза и нулевой результат.
Второе. Признать ошибку, опустить руки и больше никогда не пробовать снова -- просто потому, что это "не моё".
Третье. Самое сложное и самое полезное — признать ошибку, извиниться (перед кем-то или даже перед самим собой) и попробовать снова.
Я думаю, что мы перестаем идти вперед и развиваться в тот момент, когда мы перестаем признавать свои ошибки и исправлять их. И это касается всех -- как преподавателей (стоит им только немного расслабиться — язык уходит), так и учеников (без практики и регулярных занятий английский забывается за пару месяцев). Прогресс — это скоропортящийся продукт.
Иногда мне кажется, что самой большой проблемой нашего образования сейчас является отсутствие развития самих педагогов. Конечно, во времена СССР путешествовать было практически невозможно, и вся информация была закрыта, поэтому ничего не оставалось, как учиться по серо-желтым газетным листочкам из Бонка, Верещагиной, Голицынского и Патрушева, которые предлагали переводить и делать грамматические упражнения — мучительно долгое и огорчительно бесполезное занятие.
Нельзя отучиться N лет и сказать, что ты знаешь (раз и навсегда). Изучение языка — это как поездка на эскалаторе в метро. Нельзя стоять на месте: каждый день ты либо спускаешься вниз, либо чуть-чуть едешь наверх.
Вот 3 способа немножко проехать наверх -- прямо сегодня:
Ну и напоследок цитата:
I hope in this year to come, you make mistakes. Because if you are making mistakes, you are doing something. Neil Taiman
* Надеюсь, что в этом году ты совершишь ошибки. Потому что если ты совершаешь ошибки, значит, ты делаешь что-то. Нейл Тайман