Статьи

Корпоративное обучение английскому

Помните классика, завещавшего учиться, учиться и еще раз учиться? Кажется, некоторые российские компании восприняли этот совет буквально: с первого дня работы сотрудники в обязательном порядке посещают лекции, набирают часы и баллы, чтобы соответствовать корпоративным стандартам. Хорошо ли это? Постараемся понять на примере обучения английскому.

Как проходит корпоративное обучение? В компанию приглашается преподаватель, либо заключается договор с языковой школой, подбирающей преподавателей для компании. Затем проходит пробный урок, позволяющий оценить, насколько группа и учитель подходят друг другу. Составляется расписание, и начинаются занятия в удобное для сотрудников время.

Хочу назвать ряд проблем, с которым сталкиваются преподаватели, работающие в организациях.

Руководитель хочет, чтобы сотрудники учили английский, а они по разным причинам — нет. Отсутствие мотивации — главная причина, из-за которой самый прекрасный педагог потерпит неудачу. Так легко обосновать, почему не получается заниматься: много работы, деловые встречи постоянно приходятся на часы занятий... Ответ прост: не нужно никого заставлять! Сотрудник, работающий над своим профессиональным ростом и стремящийся к качественным результатам, сам понимает, нужен ли ему язык. Если нужен — будет подстраивать свой рабочий график, чтобы в нем нашлось место урокам. Если нет — все бесполезно. А ведь ресурсы, вкладываемые в обучение — немаленькие! Это и время, отрываемое от трудовых процессов, и помещения, которые приходится выделять для занятий, и деньги, которые платятся преподавателю…

Итак, мотивация должна быть на первом месте. Другая распространенная проблема —различный уровень владения английским у взрослых учеников — от начального до продвинутого. Выход один — создавать несколько групп, соответствующих уровню подготовки. В противном случае кто-то будет скучать, потому что ничего не понимает, а кто-то — тоже скучать, но уже потому, что ему неинтересно на занятии.

Разные запросы сотрудников тоже представляют сложность: одному нужна деловая переписка, другому — ведение переговоров, третий хочет расширить словарный запас. Однако, в отличие от предыдущей проблемы, эту бессмысленно решать делением на группы. Опытный педагог всегда найдет способ, как в рамках одного занятия удовлетворить потребности каждого. Ведь невозможно учиться вести переписку, не расширяя словарный запас или воспринимать язык на слух и не накапливать при этом навыки ведения переговоров.

Назвав только эти проблемы, можно видеть, что обучение языку в современных компаниях требует «высшего пилотажа» от педагога в умении вести занятия на должном уровне.

Стоит ли «овчинка выделки»? Если компания имеет зарубежных партнеров — несомненно стоит. В таких компаниях иностранные языки, как правило, входят в программу корпоративного обучения. Руководство понимает: чем больше сотрудников владеют на хорошем уровне английским (немецким, китайским, …) — тем выше потенциал организации, тем легче ей приобретать новых клиентов и удерживать старых. Не говоря уже о том, что это банально позволяет сэкономить деньги на профессиональном переводчике. Кроме того, переводчик, каким хорошим бы он не был, может не разбираться в рабочих процессах конкретной организации. Придется нанимать профильного специалиста, а это дополнительные расходы.
Итак, рецепт успеха корпоративного обучения английскому — опытный и энергичный преподаватель. А также — мотивированные сотрудники, готовые вкладывать в это свои ресурсы.

Елена Романова