Многим при слове «грамматика» представляется что-то серое и занудное: свод сложных правил, которые все равно никогда не запомнишь. Люди хотят общаться, говорить друг с другом, находить новых друзей. Так может, надо учить слова, а грамматика не так уж важна?
Помню, как в международном летнем лагере, где вожатые были из разных стран, было сложно завести новых друзей. Все более-менее говорили на английском, но языковой барьер незримо чувствовался. Как ни странно, мне было проще общаться не с носителями, а с теми, для кого английский был иностранным языком. Моей первой подругой стала Марцела из Чехии, очень дружелюбная и общительная. Мы вместе катались на велосипедах и, снисходительно относясь к языковым промахам друг друга, не боялись общаться. Но вот беда – Марцела, имея неплохой лексический запас, совершенно не умела ставить глаголы в правильном времени. Мне все время приходилось догадываться или переспрашивать ее: то, о чем она говорит, уже произошло или будет происходить?
Значит, грамматика все-таки нужна. Только вот как ее изучать, чтобы это не было скучно? Оказывается, есть два подхода: дедуктивный и индуктивный. При дедуктивном сначала дается правило, которое потом закрепляется на примерах. При индуктивном преподаватель показывает примеры, а потом вместе с учениками выводит правило. Сегодня речь пойдет о дедуктивном подходе.
Достоинства дедуктивного подхода:
Минусы дедуктивного подхода:
А теперь приведу пример объяснения дедуктивным способом. Объясняя время Present Continuous, преподаватель рисует таблицу со всеми временными формами. Он показывает, как будут строиться предложения в этом времени, а затем вешает на доску плакат “At the seaside”. Ученики описывают то, что видят на плакате, используя Present Continuous.
Важно помнить, что чем больше картин, настольных игр и видеоматериалов будет использовано, тем лучше запомнится правило.