Статьи

Эффект первого преподавателя и что с этим делать

Недавно на дороге меня остановил инспектор ДПС. Когда он узнал, что я руковожу школой иностранных языков, он отложил мои документы в сторону и завел долгий и обстоятельный рассказ о том, как плохой преподаватель английского в школе напрочь отбил у него желание заниматься иностранными языками. В итоге бедному студенту ничего не оставалось, как осуществить карьеру инспектора ДПС. И на сегодняшний день это в некотором смысле отравляет все его существование и влияет на то, как негативно складывается его картина мира в целом. И он до сих пор винит в этом свою школьную учительницу по английскому языку.

Инспектор затронул крайне интересную тему.

Одна из самых больших сложностей, с которыми мы сталкиваемся при изучении/преподавании иностранных языков — это «эффект первого преподавателя», то есть впечатление, которое было произведено на ученика первым педагогом, который начал с ним заниматься.

Впечатление может быть резко негативным — тогда желание заниматься пропадает вообще, либо позитивным — тогда человек начинает верить, что его прогресс в изучении иностранного языка зависит только от этого конкретного преподавателя и ни от кого более.

В обоих случаях это может послужить причиной для абсолютного провала в изучении языка, ведь существует человеческий фактор: педагоги меняются, уезжают. Особенно часто это происходит с иностранцами в связи с тем, что многие из них не задерживаются надолго в России — они переезжают из страны в страну для того, чтобы пополнить опыт преподавания для разных аудиторий. Студент пытается заниматься с другим педагогом, но не видит таких же результатов, быстро отчаивается и бросает, не успев привыкнуть к новому преподавателю.

Смена педагога — это не самое худшее, что может произойти. На самом деле это может пойти на пользу, вот по каким причинам:

  1. другой акцент — полезно для разговорной практики (нам важно слышать разные акценты, чтобы быстрее научиться воспринимать речь на слух);
  2. новый взгляд на объяснение грамматических правил;
  3. трезвая оценка уровня — как правило, с новым преподавателем уровень становится чуть ниже, а заниматься приходится еще усерднее.

 

Достижение результата все-таки задача не педагога, а ученика. Взять на себя ответственность за собственный результат означает, что вы все равно добьетесь того уровня, к которому стремитесь, вне зависимости от того, поменяется ваш учитель или нет.

Если у вас был хороший педагог, который потом пропал, и у вас теперь ничего не получается — ищите дальше и попробуйте позаниматься с другими преподавателями. Возможно, не с первого раза, но вы обязательно найдете хорошего учителя, который поможет вам добиться поставленных целей.

Если у вас был плохой педагог, напрочь отбивший желание заниматься — опять-таки попробуйте новое. Не повезло с носителем языка на курсах? Ищите новых — не все носители преподают одинаково. Кто-то непонятно объяснял грамматику? Просите нового педагога начать с объяснения непонятной темы, ищите, сравнивайте, находите лучших.

Главное помнить: результат все равно зависит только от вас.

А инспектор меня, к счастью, отпустил. Мне практически удалось убедить его прийти к нам на занятия. Может быть, это сделает его чуточку счастливее :)

 

Дарья Ваулина