УЧИШЬ-УЧИШЬ, А ВСЁ БЕСТОЛКУ: ПОЧЕМУ РЕБЕНОК НЕ ГОВОРИТ ПО-АНГЛИЙСКИ
ПОЧЕМУ РЕБЁНОК В ТРИ ГОДА ЗНАЕТ ЦВЕТА И БУКВЫ, А ПОТОМ МОЛЧИТ НА УРОКАХ И ЗАГРАНИЦЕЙ?
Потому что, скорее всего, у вас получилось то, что называется “мухи - отдельно, котлеты - отдельно”. Обучение ребенка английскому - по одну сторону баррикад, реальная жизнь (включающая школьные уроки) - по другую.
Проще говоря, ребенок привык оперировать выученными элементами (буквы, слова - цвета/животные/фрукты и пр.) только в определенном контексте.
Только на занятиях английского, когда преподаватель показывает карточки и объявляет: “а теперь, дети, давайте назовем цвета”. Для ребенка все это - не слова и понятия, которые он по 100500 раз в день встречает в реальной жизни, а просто “пароли”, применяемые исключительно на уроке для того, чтобы получить наклейку (это в лучшем случае) или чтоб мамка не наругала (это в более типичной ситуации).
Что делать, чтобы это преодолеть?
- Этот момент касается скорее не родителей, а преподавателей, работающих с маленькими детьми. Выходить из замкнутого круга “знаю, но не использую в реальной жизни” - cтроить урок английского так, чтобы он был максимально приближен к этой самой реальной жизни. Давать ребенку не однотипные задания типа “ткни на картинку/впиши буковки в пропись”, а живое общение. На темы, которые касаются реальной жизни ребенка. Какого цвета твои игрушки? And what’s your favorite color? What fruit do you like to eat? And what color are they?
- Плюс к этому - конечно, контекст. На уроках с детками часто получается так, что отдельные-то слова ребенок знает, а вот как их увязать воедино со всем остальным - нет. И я, конечно, не призываю здесь гонять малышей по грамматике (“а теперь, дети, давайте разберем особенности употребления глагола TO BE в английском языке”). Но, кроме лексических тем, ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно вводить и отрабатывать до автоматизма в играх и ping-pong диалогах разговорные конструкции (it’s/they are, I have, I like, I want to, I can, etc.).
- А теперь - то, что могут сделать родители/братья/сестры. То, чем можно помочь ребенку помимо уроков и вне их. Максимально привяжите пройденные понятие к реальной жизни ребенка - и сделайте это не путем мотивации ремнём, а через игру/расслабленную беседу. Ребенок с учителем прошел цвета? - Отлично, предложите своему малышу поиграть в игру “кто быстрее коснется такого-то цвета в комнате”/”кто найдем в комнате больше предметов такого-то цвета и назовет их”. Начинайте с того, что будете больше говорить сами. Повторяйте однотипные конструкции (ok, now let’s find something blue/red/pink) - через пару-тройку кругов попросите ребенка присоединиться к вам и дать вам задание. Попросите малыша объяснить вам на английском, что на картинках в его любимой книге. Вариантов море!
Какие темы слов брать с ребенком?
Обычно на этот счет не возникает особых вопросов: интуитивно понятно, что брать с ребенком лучше те темы, которые либо касаются его в повседневной жизни (цвета, школьные предметы, одежда, еда и пр.), либо разбираются в детских книжках категории “Общие знания о мире” (животные, опционально растения, виды транспорта, детям чуть постарше - названия стран и наук, профессий и видов хобби и пр).
Как это стоит делать?
Через визуал, игры и объяснения. Визуал - это карточки: ребенку важно связать понятие с каким-то визуальным образом + с карточками можно придумать море игр и funny activities.
Отсюда логически переходим к моменту игр: думаю, ни для кого не секрет, что для деток, особенно дошкольного возраста, учеба = игра. Это не значит, что нужно каждую секунду придумывать какие-то невероятные инновационные интерактивные штуки и действия (никакой мамы или преподавателя на это не хватит, если честно). Это просто значит, что даже в однотипные, в чем-то рутинные действия/занятия/упражнения можно внести элемент соревновательности и загадки - и ПРОФИТ!!!
Момент соревнований (скажу сразу, подходит не всем деткам и не во всех группах, но все же) - кто первый, кто быстрее и т.д.
Момент загадки - угадай, спрячь/найди, закрой глаза и ощупай и пр.
Наконец, что я имею в виду под объяснениями? Если вы с ребенком проходите, скажем, тему “профессии” - просто произнести их названия и показать карточки будет явно недостаточно. Расскажите немного о каждой из профессий. Покажите короткие видео/мультики/как минимум фото из интернета, раскрывающие суть дела. Ребенок должен понимать, о чем вообще идет речь, у него в головушке должен сложиться связные образ, идея того ,что представляет собой эта профессия (или любое другое слово/понятие).
Наконец, ЧТО ИМЕННО брать? Какие слова и темы? Стоит ли прибавлять к общепринятому списку тем что-то эдакое, своё? Я думаю, стоит - но не переусердствовать с этим делом. То есть не стоит пытаться вырастить супер-гения и с двухмесячного возраста совать ему карточки с именами и портретами великих ученых. Но, если вы видите, что ребенок не прочь “копнуть” в какую-то тему поглубже, что именно эта тема его заинтересовала особо (для пацанов это часто динозавры или техника, для девочек тем может быть неожиданно много, по моим наблюдениям) - замечательно! Копайте в эту тему и по-русски (энциклопедии и интернет вам в помощь), и по-английски! Распечатайте (или нарисуйте вместе с ребенком) карточки, относящиеся к той теме - а дальше играйте с ними, как с обычными карточками типа “Еда” или “School things”!
Как найти лучшего препода для ребенка
- Пожалуй, это - один из тех моментов, когда я скажу: слушайте свою интуицию. Все-таки общения с детьми и преподаванием им чего бы то ни было на очень большой процент завязано на эмоциях, энергетике и общем ощущении. Поэтому первым делом прислушайтесь к своим ощущениям: если вам кажется, что что-то не то (пусть даже мозг не находит этому адекватных “доказательств”, пусть даже внешне все вроде бы ок, препод улыбается и говорит с нужной интонацией) - не стоит. Ваше подсознание считало нечто важное и выдало вам ответ. Пользуйтесь им.
- Тоже, пожалуй, очевидный момент: человек, который хорошо знает английский и ориентируется в методике его преподавания взрослым, СОВСЕМ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО будет так же хорош в преподавании деткам. Это - совершенно разные категории: при работе со взрослыми преподаватель больше, грубо говоря, взывает к разуму, апеллирует к логике и аналитическому мышлению. При работе с детками задействуются, в первую очередь, эмоции, умение увлечь ребенка и удержать его внимание, заинтересовать маленького человека (без этого, поверьте мне, ничего выучено не будет), создать комфортную атмосферу и “вживить” ребеночку в мозг слова и конструкции через игры, телесные ощущения, активность и интерес.
***
В Англомании вовсю идут занятия на курсе детского английского. Теперь и ваш ребёнок сможет присоединиться к ним.