УЧИШЬ-УЧИШЬ, А ВСЁ БЕСТОЛКУ: ПОЧЕМУ РЕБЕНОК НЕ ГОВОРИТ ПО-АНГЛИЙСКИ

УЧИШЬ-УЧИШЬ, А ВСЁ БЕСТОЛКУ: ПОЧЕМУ РЕБЕНОК НЕ ГОВОРИТ ПО-АНГЛИЙСКИ

ПОЧЕМУ РЕБЁНОК В ТРИ ГОДА ЗНАЕТ ЦВЕТА И БУКВЫ, А ПОТОМ МОЛЧИТ НА УРОКАХ И ЗАГРАНИЦЕЙ?

Потому что, скорее всего, у вас получилось то, что называется “мухи - отдельно, котлеты - отдельно”. Обучение ребенка английскому - по одну сторону баррикад, реальная жизнь (включающая школьные уроки) - по другую.

Проще говоря, ребенок привык оперировать выученными элементами (буквы, слова - цвета/животные/фрукты и пр.) только в определенном контексте.

Только на занятиях английского, когда преподаватель показывает карточки и объявляет: “а теперь, дети, давайте назовем цвета”. Для ребенка все это - не слова и понятия, которые он по 100500 раз в день встречает в реальной жизни, а просто “пароли”, применяемые исключительно на уроке для того, чтобы получить наклейку (это в лучшем случае) или чтоб мамка не наругала (это в более типичной ситуации).

Что делать, чтобы это преодолеть?

  1. Этот момент касается скорее не родителей, а преподавателей, работающих с маленькими детьми. Выходить из замкнутого круга “знаю, но не использую в реальной жизни” - cтроить урок английского так, чтобы он был максимально приближен к этой самой реальной жизни. Давать ребенку не однотипные задания типа “ткни на картинку/впиши буковки в пропись”, а живое общение. На темы, которые касаются реальной жизни ребенка. Какого цвета твои игрушки? And what’s your favorite color? What fruit do you like to eat? And what color are they?
  1. Плюс к этому - конечно, контекст. На уроках с детками часто получается так, что отдельные-то слова ребенок знает, а вот как их увязать воедино со всем остальным - нет. И я, конечно, не призываю здесь гонять малышей по грамматике (“а теперь, дети, давайте разберем особенности употребления глагола TO BE в английском языке”). Но, кроме лексических тем, ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно вводить и отрабатывать до автоматизма в играх и ping-pong диалогах разговорные конструкции (it’s/they are, I have, I like, I want to, I can, etc.).
  1. А теперь - то, что могут сделать родители/братья/сестры. То, чем можно помочь ребенку помимо уроков и вне их. Максимально привяжите пройденные понятие к реальной жизни ребенка - и сделайте это не путем мотивации ремнём, а через игру/расслабленную беседу. Ребенок с учителем прошел цвета? - Отлично, предложите своему малышу поиграть в игру “кто быстрее коснется такого-то цвета в комнате”/”кто найдем в комнате больше предметов такого-то цвета и назовет их”. Начинайте с того, что будете больше говорить сами. Повторяйте однотипные конструкции (ok, now let’s find something blue/red/pink) - через пару-тройку кругов попросите ребенка присоединиться к вам и дать вам задание. Попросите малыша объяснить вам на английском, что на картинках в его любимой книге. Вариантов море!

ПОЧЕМУ РЕБЁНОК В ТРИ ГОДА ЗНАЕТ ЦВЕТА И БУКВЫ, А ПОТОМ МОЛЧИТ НА УРОКАХ И ЗАГРАНИЦЕЙ?, изображение №1

Какие темы слов брать с ребенком?

Обычно на этот счет не возникает особых вопросов: интуитивно понятно, что брать с ребенком лучше те темы, которые либо касаются его в повседневной жизни (цвета, школьные предметы, одежда, еда и пр.), либо разбираются в детских книжках категории “Общие знания о мире” (животные, опционально растения, виды транспорта, детям чуть постарше - названия стран и наук, профессий и видов хобби и пр).

Как это стоит делать?

Через визуал, игры и объяснения. Визуал - это карточки: ребенку важно связать понятие с каким-то визуальным образом + с карточками можно придумать море игр и funny activities.

Отсюда логически переходим к моменту игр: думаю, ни для кого не секрет, что для деток, особенно дошкольного возраста, учеба = игра. Это не значит, что нужно каждую секунду придумывать какие-то невероятные инновационные интерактивные штуки и действия (никакой мамы или преподавателя на это не хватит, если честно). Это просто значит, что даже в однотипные, в чем-то рутинные действия/занятия/упражнения можно внести элемент соревновательности и загадки - и ПРОФИТ!!!

Момент соревнований (скажу сразу, подходит не всем деткам и не во всех группах, но все же) - кто первый, кто быстрее и т.д.

Момент загадки - угадай, спрячь/найди, закрой глаза и ощупай и пр.

Наконец, что я имею в виду под объяснениями? Если вы с ребенком проходите, скажем, тему “профессии” - просто произнести их названия и показать карточки будет явно недостаточно. Расскажите немного о каждой из профессий. Покажите короткие видео/мультики/как минимум фото из интернета, раскрывающие суть дела. Ребенок должен понимать, о чем вообще идет речь, у него в головушке должен сложиться связные образ, идея того ,что представляет собой эта профессия (или любое другое слово/понятие).

Наконец, ЧТО ИМЕННО брать? Какие слова и темы? Стоит ли прибавлять к общепринятому списку тем что-то эдакое, своё? Я думаю, стоит - но не переусердствовать с этим делом. То есть не стоит пытаться вырастить супер-гения и с двухмесячного возраста совать ему карточки с именами и портретами великих ученых. Но, если вы видите, что ребенок не прочь “копнуть” в какую-то тему поглубже, что именно эта тема его заинтересовала особо (для пацанов это часто динозавры или техника, для девочек тем может быть неожиданно много, по моим наблюдениям) - замечательно! Копайте в эту тему и по-русски (энциклопедии и интернет вам в помощь), и по-английски! Распечатайте (или нарисуйте вместе с ребенком) карточки, относящиеся к той теме - а дальше играйте с ними, как с обычными карточками типа “Еда” или “School things”!

Как найти лучшего препода для ребенка

  1. Пожалуй, это - один из тех моментов, когда я скажу: слушайте свою интуицию. Все-таки общения с детьми и преподаванием им чего бы то ни было на очень большой процент завязано на эмоциях, энергетике и общем ощущении. Поэтому первым делом прислушайтесь к своим ощущениям: если вам кажется, что что-то не то (пусть даже мозг не находит этому адекватных “доказательств”, пусть даже внешне все вроде бы ок, препод улыбается и говорит с нужной интонацией) - не стоит. Ваше подсознание считало нечто важное и выдало вам ответ. Пользуйтесь им.
  1. Тоже, пожалуй, очевидный момент: человек, который хорошо знает английский и ориентируется в методике его преподавания взрослым, СОВСЕМ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО будет так же хорош в преподавании деткам. Это - совершенно разные категории: при работе со взрослыми преподаватель больше, грубо говоря, взывает к разуму, апеллирует к логике и аналитическому мышлению. При работе с детками задействуются, в первую очередь, эмоции, умение увлечь ребенка и удержать его внимание, заинтересовать маленького человека (без этого, поверьте мне, ничего выучено не будет), создать комфортную атмосферу и “вживить” ребеночку в мозг слова и конструкции через игры, телесные ощущения, активность и интерес.

***

В Англомании вовсю идут занятия на курсе детского английского. Теперь и ваш ребёнок сможет присоединиться к ним.

Запишите своего ребёнка на бесплатное пробное занятие, и вы поймёте как проходят наши уроки.

Подробности о курсе и регистрация на бесплатный пробный урок 

Статьи по теме