Чем заниматься на уроке английского? Говорение
«Опять учить текст? Зачем? Я могу рассказать своими словами!» — в том-то и дело, что не можете. У вас еще их нет, английских слов. А если и есть, то вы пока еще не умеете строить предложение правильно, по-английски.
В школе мы часто учили слова по выбранной теме, составляли словарики, однако говорить это не помогает. Недостаточно знать слова, нужно употреблять их правильно в контексте речи. Для этого нужно учить не просто слова, а словосочетания и предложения, запоминать, как и в каких случаях произносятся распространенные фразы-клише.
Об этом подробно пишет Николай Замяткин в своей книге «Вас невозможно научить иностранному языку». Ее я рекомендую каждому, кому хоть немного интересно изучение английского. Большая часть книги посвящена воспоминаниям автора как переводчика и преподавателя и размышлениям на тему обучения языку. Написано это с большим юмором и читается легко. А собственно рекомендации Николая Замяткина таковы: в основе овладения языком должна лежать «матрица» из диалогов и коротких текстов, прослушанных много раз и заученных наизусть. Нужно уделять языку не меньше трех часов в день — через год ваш уровень удивит вас самих. Провокационное название книги говорит о том, что только вы сами, взяв себя в руки и уделив языку достаточное время и внимание, сможете его освоить. «Научить» языку — то есть оказать на вас внешнее воздействие и заложить язык вам в голову — невозможно никому.
Как говорение может выглядеть на уроках? Студенты в группе должны говорить как можно больше, уж во всяком случае, больше, чем сам педагог. Ведь они и приходят на групповые занятия, чтобы тренировать разговорную речь. Задача учителя направлять учебную беседу в нужное русло и организовывать учебный процесс так, чтобы все могли в ней участвовать.
Диалоги на жизненные темы («Магазин», «Кафе», «Аэропорт», «У врача» и т.д.) необходимо выучивать и разыгрывать. Эти стандартные фразы потом обязательно выручат вас в реальной жизни, и не надо будет мучительно долго вспоминать слова и складывать из них фразы (которые к тому же наверняка могут оказаться неподходящими к ситуации).
Монологическая речь развивается в небольших рассказах – высказываниях. Студент должен уметь в нескольких предложениях рассказать о себе: представиться, назвать свою профессию, сказать, что он любит и не любит. Более продвинутые могут рассказать о своих путешествиях, высказать свое мнение о книгах, которые любят читать, недавно посмотренных фильмах, любимом виде спорта и т.п.
Хотите научиться говорить — говорите! Полезными будут тематические списки вопросов, например, ESL (English as a second language) на сайте http://iteslj.org/questions/. Найдите собеседника и обсудите с ним заинтересовавшие вас темы!