Да здравствует лето! или подведение итогов
Саше исполнилось семь, он заканчивает первый класс. Занимались мы регулярно, но мальчику, который пошел в школу с шести лет, эти занятия давались тяжело. Каждый раз, когда я приходила, его отрывали от мультиков, к которым он с облегчением возвращался, отбыв 30-минутный срок.
Начав заниматься с Сашей, я поняла, что с ним потребуется особый подход. Ребенок считает, что уже вырос из песенок, стихов и пальчиковых игр, а заниматься всерьез он еще не готов. Он и к школе-то был психологически не готов, любил детский сад, а все эти «пропиши да выучи» его раздражали. На первом же занятии он заявил мне, что английский ненавидит. В его школе английский должен начаться со второго класса, но мама решила, что будет неплохо начать заниматься с первого. Мы встречались 2 раза в неделю по 30 минут, домашних заданий я не задавала (было сказано, что мальчик их не потянет).
Что же мы делали этот год? Мы начали с Excellent Starter. Этот яркий и красочный курс рассчитан на 6-7 летних детей. Каждый урок начинается песенкой с английским алфавитом и песенкой-речевкой, помогающей запомнить новые слова. С первых уроков вводится чтение и письмо, что оказалось для Саши совершенно неприемлемо. Учить чтению и письму на иностранном языке, когда ребенок еще не умеет читать и писать на родном языке – бесполезное занятие.
Потом мы взяли Spotlight Starter. Этот учебник одобрен ФГОС, именно по нему учатся в гимназии, куда ходит Саша. Spotlight Starter — устный курс, от чтения и письма мы, к счастью, были избавлены. Но простым и логично построенным его, увы, я бы не назвала. Песни к урокам быстрые и сложные. В конце каждого урока одна страничка из сказки про гадкого утенка. В аудио записи несколько довольно сложных фраз к этому заданию. Лексика дается с претензией на оригинальность. Семья: мама, папа, няня, брат, сестра, шимпанзе. Ну, хорошо, это просто герои курса, которые будут сопровождать нас ближайшие четыре года.
Чтобы мотивировать ребенка, я стала за каждое правильно выполненное задание выдавать ему синие кружки. За каждые 15 кружков он получал приз. Простой рецепт, но мне он сильно помог.
Последние полтора месяца мы занимались повторением и обобщением пройденного. Для этого мы завели папку «Что я знаю по-английски». Идею я взяла у того же Excellent, который предлагает завести All about me book. Это отдельная тетрадь или блокнот, где ребенок после пройденной темы пишет о себе. Например, распорядок дня, дни рождения своих родственников и друзей, письмо-приглашение в гости и т.д.
Что же оказалось в сашиной папке?
- Алфавит, около каждой буквы маленькая картинка со словом, начинающимся с этой буквы.
- Числа 1-10 и цвета, каждое число раскрашено в свой цвет. На обратной стороне стихи «One potato, two potatoes…», «Ten little airplanes»
- Фото Саши и его рассказ о себе: I’m Sasha. I’m 7. I’m from Russia. I like blue. I like to play computer games.
- Семья. Картинки. Рассказ: I have a father. I have a mother. I have a brother. I have a granny.
- Животные. Картинки. Рассказ: It’s a mouse. It’s small. It’s a horse. It’s big.
Это то, чему удалось научить слабо мотивированного ребенка, занимаясь два раза в неделю по 30 минут. К этому результату, каким бы скромным он не был, я отношусь как к нашему совместному достижению. Во-первых, это его активный запас, то, что он действительно знает. Во-вторых, учитывая нелюбовь к школе и урокам, я вижу, что наши занятия английским не вызывают у Саши отвращения, он готов заниматься дальше. Это я и считаю главным достижением за минувший учебный год.