Что делать с языковым барьером?
Когда человек записывается на курсы иностранного языка, очень скоро — буквально через пару занятий — оказывается, что он все понимает, но говорить не может. Возникает так называемый «языковой барьер», который, как порчу, никто не может потом снять. Так и получается, что грамматика ясна, лексика тоже, а заговорить не получается.
Языковой барьер — это просто внутренняя установка.
В йоге есть такая теория о том, что все эти сложные позы — например, закидывание ноги за ухо или невероятная стойка на голове — уже включены в наше тело, осталось просто довести сознание до того, что мы способны принять ту или иную позу.
Ограничения в гибкости — это ограничения сознания, а не тела (где-то в мозгу горит красная лампочка, звучат сирены и голос говорит — мы так никогда не гнулись, значит, и сейчас тоже гнуться не будем)
В нашу голову тоже уже включены все языковые модели поведения. Вы взрослый человек, носитель русского языка. Вы уже тысячи раз сталкивались с ситуацией, когда вам нужно пойти в магазин, оформить документы, составить план поездки. Значит, в вашей голове уже есть схема, как это сказать на русском языке. Вы не думаете о ней, так же, как опытный водитель не думает о том, как управлять автомобилем — это происходит абсолютно естественно.
То же самое и с языком: вам объяснили, как строить конструкции, допустим, в настоящем, будущем и прошлом времени. Все, что удерживает вас от того, чтобы начать говорить — это ваше собственное сознание плюс воспоминания о том, как у вас что-то не получилось. Не получилось попросить, сделать, объяснить. Кто-то сказал вам что-то, и вы не поняли этого человека. То есть эти воспоминания из прошлого блокируют ваше настоящее. И от этого становится ужасно трудно сказать что-либо.
Добавьте к этому многолетнее обучение в системе образования, где ты в субботу начинаешь плакать, думая об уроке геометрии в понедельник — система критики за каждую ошибку, где ученик боится лишний раз сказать что-то, потому что его ждет критика и порицания.
Получается, что для достижения значительного результата от занятий в школе необходимо создать такую атмосферу, в которой оптимизма и поддержки куда больше, чем исправлений и работ над ошибками. Шутки на уроках, слова ободрения от преподавателя, компания единомышленников в одной группе, обмен опытом, смех и уютная атмосфера — все это вдохновляет и потихоньку, фраза за фразой, разговорный английский приходит сам собой.
Наша главная задача как школы — дать ученику не только знания (как это работает, из чего состоит, какие правила), но и уверенность в себе. Вдохновить, помочь и поддержать. Поэтому наш слоган people inspiring people — люди, вдохновляющие людей.
Когда у вас есть тот, кто вдохновляет, все барьеры и ограничения рушатся. И не только языковые.